©2007 М.Бабичев 9 мая 2007 г. Обзор процессоров для Socket2...Socket7
"Вступая в девятнадцатый свой год,
1. Вступление Итак, в мире ЭВМ наступает эпоха 64-битных процессоров - трехгигагерцовых монстров, обвешанных громадными радиаторами. Пользователям настойчиво внушают, что двухъядерный процессор позволит им делать вдвое больше полезной работы, например, вдвое быстрее набирать текст или смотреть фильм ;-). Сейчас каждый "нормальный пацан" должен иметь Intel Centrino Duo в системном блоке и Windows Vista на жестком диске. И развлечения, развлечения... Если лет десять назад игроману - любителю "стрелялок" вполне хватало "кровавости" игр типа DOOM II или Quake I, то современному "эстету антикультуры" требуются более острые виртуальные впечатления. Как говорил один киноперсонаж, "в нашем деле главное - реализьм". И вот, могучие процессоры послушно удовлетворяют геймерскую "похоть", прорисовывая миллионы графических примитивов. Миллионы пользователей послушно вливаются в "Матрицу", наслаждаясь зрелищем фонтанов крови и выпущенных кишок. А "Матрица" имеет их... Да, ранние игры, например DOOM / DOOM II тоже были порой жестокими и пугающими. Но в них на пользователя хотя бы возлагалась благородная задача спасения людей от бесов, прорвавшихся в наш мир из "параллельного" через телепорты, созданные безумцами из лаборатории UAC. Необузданный технический прогресс может быть опасен, "наука ради науки", желание любой ценой проникнуть в тайны мироздания могут стать гибельными для людей - вот какие идеи пытались передать создатели DOOM. Но о чем вы, господа! Современные игроманы в массе своей давно уже избавились от неприязни к демонам и прочей нечисти. Их философией стал пантеизм: обожествление этого мира со всем злом, в нем существующем, упорное нежелание различать добро и зло. Если нет ни того, ни другого, если "ангел" и "бес" различаются между собой по сути, лишь цветами (белый и черный), то не все ли равно, кем быть: террористом или контр-террористом, человеком или зомби, "черным" или "белым" магом, хоббитом или орком? Верно, для компьютерного игрока добро и зло стали относительными понятиями, всего лишь разными проявлениями "одной силы". Современные игроки все чаще выступают от имени "темной стороны силы" в роли полувампиров-полулюдей ("дампиров"), гнилых зомби и прочей нечисти. См. например, аннотации игр "Blood Rayne 2" и "Stubbs The Zombie" в журнале "Подводная лодка: компьютеры" номер 6 за 2006 год. Живя в искусственном мире, легко быть "нигиллистом"... Справедливости ради нужно заметить, что обитателями виртуального мира являются не только компьютерные игроманы, но и многие "философы", жившие во второй половине 19-го ... начале 20-го веков. Действительно, в теплом салоне, с бокалом вина и с сигарой, в окружении солидных господ и изящных дам легко утверждать, будто бы, например, все религии (в том числе христианство и культ Молоха) ведут к одной цели, а добро и зло - лишь "разные стороны одной медали". Точно также, с сигаретой в зубах, и с бутылкой пива на столе, под звуки death-металла, "теры" и "контры" ("Counter-Strike") на экране монитора кажутся такими похожими... И те и другие убивают друг друга, получая за это "фраги". И те и другие с удовольствием убивают заложников, разница только в том, что "контры" могут "вывести" заложников и получить за их "спасение" виртуальные деньги, нужные для приобретения оружия и бронежилетов. Если тебя ранили - ты не испытываешь боли, только уменьшается процент "здоровья". Если убили, ничего страшного - скоро произойдет очередная "реинкарнация". Внешняя привлекательность любой теории еще не является гарантией ее истинности. Некая идея может казаться красивой и остроумной, однако на практике она зачастую оказывается несостоятельной. Например, какой-нибудь неоязычник способен с большим вдохновением ругать христианство и хвалить кельтский религиозный культ, но сохранит ли он свою точку зрения, если по отношению к нему лично применят некоторые кельтские законы? У кельтов того, кто дерзал всего лишь повредить кору дерева, растущего в "священной роще", ждала такая кара: "Преступнику вырезали пупок и пригвождали его к той части дерева, которую он ободрал; затем его вертели вокруг дерева до тех пор, пока кишки полностью не наматывались на ствол. Наказание это было явно направлено на то, чтобы заменить засохшую кору дерева живой тканью преступника". А была у язычников и иная "симпатичная" традиция. "Для великого праздника, который проходил один раз в пять лет, кельты сохраняли жизнь осужденным на смерть преступникам, чтобы принести их в жертву богам. Считалось, что. чем больше будет подобных жертв, тем плодородней будет земля. Если для жертвоприношений не хватало преступников, для этой цели использовали людей, захваченных в плен на войне. Когда наступало время праздника, друиды, галльские жрецы, приносили этих людей в жертву. Одних убивали с помощью стрел, других сажали на кол, третьих сжигали живьем следующим образом: из веток и травы сооружались огромные плетеные чучела, в которые помещали живых людей и различных животных: затем эти чучела поджигали, и они сгорали вместе со всем содержимым" (Цитаты взяты из книги "Золотая ветвь", написанной известным английским ученым Джеймсом Джорджем Фрезером в 1923 году; перевод М.К. Рыклина. Кстати, христианином Фрезер не был, поэтому данные цитаты не могут быть объяснены его религиозным неприятием язычества). С точки зрения "релятивиста", сидящего в теплом салоне или возле своего компьютера, "сила" не может быть ни доброй, ни злой. Но когда эта "сила", желая улучшить будущие урожаи, посадит его на кол, он, наверное, изменит свою точку зрения. Тот, кого убили террористы, вероятно, уже не сможет утверждать, будто между "террорами" и "ментами" нет никакой разницы. Ребра, сломанные "отморозками", производят гораздо большее впечатление, чем "процент здоровья" на экране, и напоминают о том, что "гопники", грабящие тебя на улице, принципиально отличаются от добрых друзей, с которыми можно попить пива и побеседовать о разных интересных вещах. Например, о таких, как старые добрые процессоры, выпускавшиеся в 90-х годах. Да, их вычислительная мощность была на порядки меньше, чем у современных. Владельцы этих процессоров не могли играть в сверхреалистичные игры, не могли тешить свой глаз "леденцовым" дизайном Windows XP и Windows Vista. Их взору были доступны лишь аскетичные окошки Windows 3.1/95/98, раскрашенные в 16 цветов, и мозаичные спрайтовые изображения DOOM'а на экране с "мизерным" разрешением 320x200. Но кто сказал, что они были от этого несчастливы?! И кто дерзнет утверждать, что современные пользователи "виртуального рая" счастливее их? Пусть кто-то считает, будто бы невозможно "остановить прогресс" и "вернуть прошлое". Но есть люди, которые делают это - разумеется, не в глобальном масштабе, понимая, что старое доброе компьютерное прошлое не умирает с выходом новой марки процессора или операционной системы, а слово "прогресс" не всегда является синонимом слова "благо". Итак, от "лирики" перейдем к сухой теории и рассмотрим некоторые процессоры, выпускавшиеся в последнем десятилетии прошлого века. Начнем с 80486-го семейства, от младших его моделей (486SX-25) до старших, приближающихся к Pentium-ам (486DX4-100, Am5x86-P75). Затем обратимся к процессорам Pentium и их аналогам (AMD-K5), а также к их усовершенствованным версиям - Pentium MMX (AMD-K6, Cyrix 6x86MX, IDT WinChip C6). Также рассмотрим аналоги Pentium II, работающие в гнезде Socket7 - AMD K6-2 и отчасти Cyrix 6x86MX (M2). В этой части статьи делается попытка измерить быстродействие упомянутых процессоров с целью их сравнения. Полученные результаты сведены в таблицы. Также даны краткие справочные данные по процессорам, приведены их фотографии (все - в одинаковом масштабе).
2. 486 процессоры и их аналоги
2.2 Фирма AMD.
2.3 Фирма Cyrix.
2.4 Фотографии процессоров
* Процессоры SX отличаются от 486DX тем, что не имеют встроенного математического сопроцессора. Это удешевленные версии "нормальных" 486-х. Начиная с 486DX2 Intel начинает встраивать сопроцессор во все свои процессоры: семейство 486SX больше не выпускается ** DX4 работает на утроенной частоте системной шины (т.е. имеет фиксированный коэффициент умножения частотя ядра, равный 3.0). В более ранних моделях 486DX2-66 и 486DX2-80 коэффициент умножения равен 2.0 (на что намекает обозначение DX2). Однако в дальнейшем Intel использовала обозначение DX4 (хотя следовало бы написать DX3), чем внесла некоторую путаницу в маркировку своих процессоров. То же самое, кстати, и с процессорами AMD. *** "OverDrive" можно вольно перевести как "разгон". Производитель как бы утверждает, что установив этот процессор, пользователь получит систему, по быстродействию превосходящую другие 486 системы. Трудно сказать, чем этот OverDrive отличается от того же 486DX4-100. Может быть, только приклеенным пассивным радиатором? **** С маркировкой процессора AMD486DX4 - та же история, что и с Intel486DX4. Коэффициент умножения равен 3.0 и правильнее было бы написать на процессоре DX3. ***** Процессор работает с частотой 133 МГц (коэффициент умножения равен 4.0: как раз здесь обозначение DX4 было бы уместно), и промаркирован по т.н. "P-рейтингу". Обозначение "P75" означает, что данный процессор по производительности не уступает Pentium-75 (либо превосходит его). Примечательно, что AMD 5x86-P75, обладая быстродействием ранних моделей Pentium, работал в 486 материнских платах. Позже AMD реализует нечто подобное в своих знаменитых K6 - аналогах PentiumII, работающих на материнских платах для Pentium.
3. Процессоры Pentium и их аналоги Процессоры Pentium-MMX отличаются от "простых" Pentium наличием специального блока "мультимедийных расширений" (MultiMedia eXtentions), выполняющего MMX-команды. Pentium-MMX с тактовыми частотами 133, 150, 166, 200 и 233 МГц изготавливались по технологии 0.35 мкм и содержали около 4.5 млн. транзисторов. MMX-овые процессоры работают в 321-контактном гнезде Socket7 (в это гнездо можно устанавливать и "простые" Pentium без поддержки MMX). Pentium-MMX требует "двойного" питания - 3.3В и 2.8В, материнская плата должна обеспечивать эти напряжения.
3.2 Фирма AMD. AMD K6 стал альтернативой Intel Pentium-MMX и даже ранних моделей Intel PentiumII. Будучи изготавлен но 0.35-микроной технологии (8.8 млн. транзисторов на кристалле) с тактовыми частотами 166, 200 и 233 МГц, он имеет большой объем встроенной кэш-памяти L1 и поддерживает команды MMX. AMD K6 работает в гнезде Socket7 и требует двойного напряжения питания 3.2В и 3.3В (некоторые модели K6 требуют 2.9В и 3.3В). В 32-рязрядном режиме AMD K6 опережает Pentium и приближается к PentiumII, поэтому при использовании полностью 32-разрядных операционных систем, например, Windows NT 4.0, процессор K6 обеспечивает весьма приличную производительность. Улучшенный вариант K6, названный AMD K6-2 (или AMD K6-3D) отличается от своего предшественника более производительным блоком MMX. Также в K6-2 появился специальный блок 3D NOW! Некоторые трехмерные игры, например Quake2, используют команды 3D NOW! и работают на AMD K6-2 достаточно быстро. Тактовые частоты этих процессоров - 266, 300, 350, 400, 450, 500 и даже 550 МГц, технология изготовления - 0.25 мкм, число транзисторов на кристалле - 9.3 млн. K6-2 предназначен для гнезда Socket7 с двойным напряжением питания 2.2В и 3.3В. Модели вроде AMD K6-2/350 или K6-2/400 могут служить неплохой заменой PentiumII-300 или PentiumII-350, а AMD K6-2-550 - может быть даже альтернативой ранним PentiumIII-500.
3.3 Фирма Cyrix.
3.4 Фирма IDT Centaur. IDT WinChip близок к RISC-архитектуре, при которой простота ядра процессора и выполняемых им команд компенсируются большой внутренней тактовой частотой. Достаточно эффективное ядро в сочетании с большим объемом встроенной кэш-памяти L1 (32 + 32 Кб) позволяют C6 достигать быстродействия Pentium. У WinChip слабые сопроцессор и блок MMX, но в офисных приложениях они не используются, поэтому "офисный" тест WinStone97 показывает неплохие результаты. К достоинствам WinChip можно отнести его способность работать в гнезде Socket5 на старых материнских платах с "одинарным" питанием 3.5В. WinChip C6 - это, пожалуй, единственный процессор с поддержкой MMX, способный работать на таких платах.
3.5 Фотографии процессоров
* Один из самых ранних процессоров Pentium. Устанавливался в гнездо Socket4. По размеру он крупнее "обычных" Pentium для Socket5. Процессоры и материнские платы Socket4 в настоящее время встречаются крайне редко. ** Эти процессоры встречаются в разных внешних исполнениях. Ранние Pentium и AMD K5 бывают как с металлическим теплоотводом, так и без него. У AMD K5 кэш для инструкций - 16 Кб, для данных - 8 Кб. *** Pentium MMX также бывает в разных исполнениях: в таком, как показано на рисунке, или в виде текстолитовой платы с металлическим теплоотводом (похоже на Intel Celeron в корпусе PGA). Некоторые процессоры Pentium-MMX встречаются в "BOX-овом исполнении", т.е. с приклееным тонкопластинчатым радиатором и небольшим центробежным вентилятором на шарикоподшипнике. Конструкция надежная, но к сожалению, достаточно шумная. **** Процессоры программно совместимы с Pentium Pro, а благодаря поддержке MMX - также и с PentiumII (PentiumII - это, грубо говоря, Pentium Pro с блоком MMX). ***** У Cyrix 6x86MX-PR166 тактовая частота 133 МГц, у 6x86MX-PR200 - 166 МГц, у 6x86MX-PR233 - 200 МГц.
4. Сравнительные характеристики процессоров
4.2 Характеристики быстродействия процессоров 586/686 семейств
Примечания:
4.3 О методике тестирования и программах-тестах 1.Hardvare Info v4.8.4 - выводит подробную информацию о конфигурации компьютера, включая коэффициенты умножения частоты в процессорах и объем кэш-памяти. Также содержит тест быстродействия процессора, или benchmark, выдающий результаты в "условных единицах" - "parrots" ("попугаях" - знатоки наверняка вспомнят мультфильм Г.Остера "38 попугаев", обучающий детей основам метрологии :-)). Процессор тестируется в 16-битном и 32-битном режимах. Также оценивается производительность математического сопроцессора и блока команд MMX. Быстродействие в 16-битном режиме важно, если компьютер работает под управлением систем MS-DOS и Windows 3.1/95/98. 32-битный режим используют операционные системы с 32-разрядным ядром, например, Windows NT/2000 и UNIX/Linux. Производительность сопроцессора играет роль при использовании матеметических программ (например, MAthCAD), а также, как ни странно, в трехмерных играх типа Quake. Блок MMX также используется в играх, а кроме того, при воспроизведении видео. Но не только. Программные модемы (они же "софтовые" или "win-модемы") тоже, как правило, используют команды MMX в своей работе. Поэтому далеко не каждый win-модем заработает на "простом" Pentium без MMX. После тестирования, Hardware Info может сравнить ваш процессор с набором других процессоров, расположенныы на шкале для сравнения. К сожалению, эта программа не бесплатная и требует регистрации в течение 30 суток (у меня она делает это уже не один год :-)). 2.SpeedSys v4.75 - бесплатная утилита для вывода информации о процессоре, памяти, видеоадаптере и другим устройствам. Тестирует оперативную память и жесткий диск на пропускную способность. SpeedSys хорош для нас потому, что он может тестировать быстродействие процессора и отображать результат на шкале по отношению к другим моделям процессоров. В отлицие от Hardware Info, быстродействие выражается всего одним числом. Единица измерения - проценты, причем 100% соответствует Pentium-133. 3.Testmem v1.0b - тест оперативной памяти. Основное назначение программы - выявление дефектов памяти и ошибок, возникающих при перегреве "железа". Программа организует интенсивный обмен данными процессора с памятью (это "нормальный" режим для игр 3D-action ), при этом процессор, память и чипсет заметно нагреваются. Проверка памяти состоит из трех фаз: 1.Запись всей памяти фиксированной или переменной последовательностью. 2. "Быстрое" чтение с помощью MMX команд. 3.Чтение и проверка. Хорошо, что Testmem умеет "тестировать" блок MMX процессора; если блок MMX не работает или отсутствует, программа "зависает". Разумеется, Testmem не определяет быстродействия самого процессора, но скорость обмена данными с памятью от процессора зависит весьма существенно. Результаты выражаются в мегабайтах в секунду. 4.X-Mark v1.0 - тест производительности системы, используемой в игровом режиме. "Программа реализует наиболее часто используемые в игровых программах элементы 3D графики. При этом (что весьма важно в нашем случае) для более точного измерения производительности эта графика на экран не выводится... Наглядность индекса: кадры в секунду (FPS) в графическом режиме 640х480 (трехмерная графика)". Таким образом, о быстродействии процессора можно с определенным основанием судить по количеству "FPS", выданных тестом X-Mark. Ведь для большинства пользователей основным критерием процессорной скорости является именно игровое количество кадров в секунду (Frame Per Second). Но, к сожалению, индекс X-MARK очень сильно зависит от установок Wait States на память в Bios Setup. Поэтому к результатам теста X-Mark следует относиться с некоторорй осторожностью (несмотря на то, что при тестировании в BIOS Setup выбирались установки по умолчанию - "Setup/BIOS Defaults"). В ходе испытаний процессоров использовались следующие материнские платы: 1.AOpen SIS 496/497 (AP43), 256 Кб кэша L2, ОЗУ SIMM 72-pin FPM - для тестирования процессоров Intel 486SX-25, 486DX4-100, 486 OverDrive ODPR100, а также AMD 486DX4-100 и 5x86-P75. 2.A-Trend OPTI-495XLC, 128 Кб кэша L2, ОЗУ SIMM 30-pin - для тестирования Cyrix CX486DX-40 (на первой плате этот процессор не заработал). 3.ECS SI5PI AIO, 256 Кб кэша L2, ОЗУ SIMM 30-pin FPM - для тестирования процессора Pentium-66 с разъемом Socket4 (в настоящее время такие процессоры и материнские платы к ним весьма редки). 4.ASUS SP97, 512 Кб кэша L2, ОЗУ SIMM 72-pin EDO - для процессоров Pentium-166 с MMX и без него, а также для AMD K5, K6, K6-2 и Cyrix 6x86MX. 5. Iwill P55XB2, 512 Кб кэша L2, ОЗУ SIMM 72-pin EDO - для IDT WinChip C6. Также эта плата пригодилась для тестирования Cyrix 6x86MX (программа SpeedSys зависала при использовании платы ASUS SP97, но не зависала на Iwill, в BIOS Setup которой есть выключенный пункт "Cyrix 686 CPUID"). Загрузка каждый раз осуществлялась с флэш-винчестера Transcend емкостью 32 Мб. Этот твердотельный накопитель с интерфейсом IDE идеален для тестирования аппаратуры, в ходе которого приходится много раз включать-выключать питание. Для обычного "механического" жесткого диска (особенно старого) такие условия крайне вредны. Следует заметить, что процессоры Pentium-166, Pentioum-166MMX, IBM Cyrix 6x86MX, AMD K6 и AMD K6-2 работали на одинаковой тактовой частоте - 166 МГц, хотя AMD K6 допускают частоту до 233 и даже 266 МГц. Это было сделано для того, чтобы оценить эффективность архитектуры процессоров от разных производетелей (Intel, AMD, Cyrix), при одинаковых внешних условиях (любому очевидно, что например, AMD K6 на частоте 450 МГц быстрее, чем Pentium с частотой 166 МГц, но значит ли это, что у AMD K6 более совершенное и производительное ядро, чем у Intel Pentium-MMX?). Но разумеется, в тесте участвовали и другие процессоры.
4.4 Выводы по результатам тестирования
5. Заключение Неудивительно, что последним шагом на пути увеличения производительности стали двухъядерные процессоры: два "медленных" процессора лучше, чем один "быстрый" (в конце концов, огромное быстродействие суперкомпьютеров обеспечивается параллельной обработкой информации в многопроцессорной системе). Но такое решение отнюдь не оригинально, двухпроцессорные материнские платы были даже для 486 процессоров, не говоря уже о Pentium и Pentium Pro. У меня, например, есть плата Micronics M54Pe16 (IBM PC Server 300/320) для 2-х процессоров Pentium - эпохи начала 90-х. Кстати, на нее можно поставить 512 Мб оперативной памяти, что вполне соизмеримо даже с современными объемами. Так что за 15 лет - огромный срок для вычислительной техники - эта плата не так уж и устарела, на ней вполне сносно работает Windows 2000/XP. Конечно, есть задачи, для решения которых просто необходимы огромные вычислительные мощности. Например, научное моделирование, инженерные и экономические расчеты, метеорологические прогнозы... Но к сожалению, в подавляющем большинстве случаев мощность компьютеров используется совершенно бездарно - для прорисовки элементов "красивого" пользовательского интерфейса и для удовлетворения "эстетических запросов" любителей компьютерных игр. Если же использовать компьютер для набирания текстов, трудно даже представить, на сколько долей процента будет использоваться мощность процессора... За которую, кстати, приходится немало платить. "Устаревший" же компьютер преждевременно отправляется на свалку, нанося дополнительный вред нашей многострадальной природе. А при изготовлении нового компьютера снова наносится ущерб экологии. Получается, не так уж и безобидна неоправданная погоня за вычислительной мощностью! Как бы то ни было, мощность приходится увеличивать. Еще один способ решения этой задачи - повышение разрядности. И он реализуется сейчас фирмами Intel и AMD в своих 64-разрядных процессорах. Но в этом способе нет ничего революционного: в начале 80-х, при создании IBM PC, был осуществлен переход от 8-битных "персоналок" (процессоры Zilog Z80, Intel 8080/8085 и др.) к 16-битным (Intel 8086/8088). Затем, в середине 80-х вместо 16-битных Intel 80286 появились 32-разрядные Intel 80386... Это не артефакты - часть процессоров "дожила" до наших дней. Системы на их основе - в руках "ненормальных пользователей" - вполне работоспособны и могут по-своему выполнять множество разных задач. Поэтому говорить о старых процессорах все же следует. Они - как надежный фундамент, стоя на котором, можно трезво смотреть в компьютерное будущее. В котором найдется немного места для MS-DOS, Windows 3.1, Windows 98 и других замечательных старых программ. А это хорошо. Антиквар |