Список форумов nostalgy.net.ru nostalgy.net.ru
форум сайта "Ностальгия"
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Шоферы "старой закалки" и "автоюзеры"

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nostalgy.net.ru -> Автомобили
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Антиквар
админ


Зарегистрирован: 15.01.2007
Сообщения: 3850
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2012 2:45 am    Заголовок сообщения: Шоферы "старой закалки" и "автоюзеры" Ответить с цитатой

Эх, сейчас заворчу как дед Smile Знаете ли вы, детки, кто такие шОфферы (именно так произносили это слово лет 80 назад), и чем они отличаются от нынешних "кар драйверов" (раз уж произошла тотальная англизация великого и могучего, то гулять так гулять)? Когда я был маленький, и лишь немножко рулил молодым еще Запором на проселочных дорогах, я еще застал последние отзвуки той славной и романтической эпохи, когда водителей было мало, но они были "в тельняшках".
Как сильно изменился автомобильный мир за последние 15-30 лет! Как сильно изменились люди! Боюсь, что молодому поколению, только что получившему "права", не понять. И дело даже не столько в водительском стаже, сколько в полученном опыте. Мой-то опыт основан на наставлениях деда, на старых книжках, да на возне с "Запором", который сам по себе является воплощением более ранней эпохи, когда авто было железным другом, а не "символом социального статуса". Мне как-то удалось усвоить и впитать тот бензиновый дух старины, а вот другим меньше повезло.
Есть такая тенденция. Чем сложнее становится автомобиль, тем меньше знаний остается в голове у его обладателя. Ведь авто, напичканное специализированной электроникой, авто, в моторном отсеке которого всё битком забито кабелями, шлангами и агрегатами, починить в дорожных условиях становится всё менее и менее реально. А значит, все меньше и меньше может сделать водитель без помощи "дипломированного профессионала". А если так, то зачем забивать голову ненужными знаниями? Вот и не забивают... Едут, пока едется... Что не так - вызывают по сотовому эвакуатор.
Так вот, давным-давно (скажем, в 60-х годах) легковые автомобили были гораздо проще, чем теперь. Не было (по крайней мере в СССР) автоматических коробок, инжекторов, турбокомпрессоров, антиблокировочной системы тормозов, системы управления устойчивостью, бортового компьютера, круиз-контроля, климат-контроля, парк-троников, "ксенона", тонированных стекол, мощных аудиосистем, системы автопрогрева, иммобилайзера и прочего... Современный авто-юзер, держащий в голове простое (но неверное) уравнение эпохи потребления, гласящее, что ценность равна набору функций и прочих "фич", наверное, скажет "фу!" И будет неправ.
Тогдашние машины (например, Москвич-407, Москвич-412, Волга ГАЗ-21, ЗАЗ-966) были не хуже современных. Просто они были менее комфортабельными, менее безопасными (ремни безопасности еще не внедрили), и не могли ездить безо всякого технического обслуживания многие тысячи километров. Но водители тогда были менее избалованными (многие, имея мотоциклетный опыт, радовались уже тому, что есть "крыша над головой"), ДТП было куда меньше, учитывая тогдашние интенсивности и скорости движения, а обслуживать свои авто водители (тогда они назывались автолюбителями) могли, как правило, сами - и зачастую делали это с удовольствием. Поэтому тогдашние авто ничуть не уступали современным по тому количеству радости, которую они дарили своим владельцам, получившим свободу передвижения и вошедшим в шоферское братство. Скажу даже - сильно превосходили их по этому показателю.
Что бросится в глаза нынешнему "авто-пользователю" перенесшемуся хотя бы лет на 20 назад? Во-первых, свободные дороги. На дорогах становится тесновато разве что в крупном городе в часы пик. Основная масса людей ездит на работу на общественном транспорте (и транспорт с этим справляется). И только самые убежденные любители автомобильной езды предпочитают каждый день изнашивать личное авто. Нет этих многокилометровых скоплений легковых машин, заполняющих улицы города удушливым смогом, и ползущих медленнее пешехода. До чего приятно прокатиться по городу, останавливаясь лишь перед светофорами! Движение в целом спокойное, неторопливое. Почти нету этих нервных "светофорных гонок", этих хамских перестроений из ряда в ряд. Даже инвалид на ЗАЗе с ручным управлением справляется с такой ездой (сейчас он мигом бы попал в аварию). Нет этого наглого наплевательского отношения к ПДД, когда идет их постоянное нарушение с оправданиями типа "я в городе еду по правилам, не быстрее 70 км/ч". Тогда же было так: в городе - не более 60 км/ч - и то, при идеальных условиях, а иначе - езжай тише! Нет этих наглецов, вставивших в "зенки" своей "тачки на прокачку" "колхозный ксенон". Ослепить ночью может только лопух, не отрегулировавший фары. Но никак не каждый второй!
Да, кстати, техосмотр в то время проходили без взяток, просто приведя в порядок машину. Ведь проверяли машину без лишних придирок: фары, фонари, поворотники, стеклоочистители, ручник, токсичность, аптечка, огнетушитель, знак аварийный в порядке - техосмотр пройден! А талон техосмотра был простой белой бумажкой без гербовых знаков и голограмм. И обязательного ОСАГО не было. Если попал в аварию и виноват - заплати за ремонт другой машины. Поскольку "Мерсов" тогда не было, квартиру для возмещения ущерба никому продавать не приходилось. И бензин был недорогим. В-общем, водителям тогда было легко и привольно в финансовом плане. Главное купить машину. А уж на остальное деньги найдутся.
СТО пользовались далеко не все. Большинство водителей занимались с машиной в гаражах. О, гаражи - это еще одна сладкая ностальгия по прошлому! Раньше мало кто держал машину под открытым небом. Ведь колеса, зеркала, "дворники" и даже стекла снимали только так, и бензин могли слить. Дефицит запчастей был, нельзя не признать. Я помню, как мы ездили с престарелым аккумулятором, которого хватало лишь на пару попыток запуска двигателя; нового не могли купить.
Про парковки. Тогда места хватало всем. Газон возле дома был табу (эх, какие тогда зеленые были газоны!) Зато почти у каждого автомобилиста возле дома, на пустыре, стоял металлический гаражик - сварной металлический домик для машины, по совместительству склад ГСМ, запчастей, инструментов, домашнего хлама, иногда еще смотровая яма и погреб, а также мужской клуб по интересам (да, кстати, тогда почти все водители были мужчинами; спесивых тёток на Лексусах мы тогда еще не знали). Часть свободного времени автолюбители проводили в гаражных клубах, подальше от ворчливых жен. Соседи по гаражам водили тесное знакомство, помогали друг другу то советом, то инструментом.
Да и не только соседи по гаражам. Тогда в ходу была взаимопомощь водителей. Тогда еще как-то не боялись дорожного бандитизма. Если стоит на обочине машина и просит помощи - надо помочь. Если не каждый, то хотя бы каждый пятый остановится, поможет. Журнал "За рулем" публиковал письма, в которых водители возмущались, что им, проколовшим колесо, коллега-водитель не дал, а продал камеру, да еще и дырявую (современный авто-пользователь не знает ни что такое колесная камера, ни как самому перебортовать колесо). Автотуристы смело колесили по СССР, не зная таможенных границ, ночевали в лесу или на обочине трасс, не боясь бандитов и маньяков. Впрочем, шоферское братство начало разрушаться еще в советское время, еще в 70...80-х годах. В то время некоторыми уже стал овладевать дух снобизма. Уже появились на дорогах "блатные", нагло нарушающие ПДД. Была в "За рулем" статья, где ругались такие типы, проезжающие на своих "модных Жигулях" под "кирпич" под тем предлогом, что они-де в этой бане работают. Вопрошали уже тогда: почему это некоторые без спецсигналов гоняют по левой полосе быстрее 60 км/ч, пугая всех светом фар? (тогда днем фары не включали). Уже тогда появились люди, которым было лень пройти 50 метров (о них в то время поёт группа "Веселые ребята": "пройти пешком всего два шага - мучиться; сто километров на авто - не в счёт"). В-общем, не сразу, конечно, всё испортилось, а постепенно.
Сохранив в себе старую шоферскую закваску, я все чаще ощущаю себя "белой вороной", "инопланетянином" на нынешних дорогах, где хамство стало не исключением, а правилом, где принято кичиться "понтами" и крутизной "тачки на прокачку", где наглое нарушение ПДД стало нормой (особенно в вечернее время, когда чуть не половина "драйверов" прут на красный светофор), где инстинкт самосохранения все больше отступает перед самоубийственными страстями. Увы, человек, старающийся соблюдать ПДД, "написанные кровью", человек, способный получать удовольствие от спокойной, плавной езды, человек, знающий устройство, принципы ремонта машины и прочие премудрости "автодела", становится все более чужим на этих дорогах, где правят бал снобизм и агрессивное невежество. Но - не дождутся. "Покуда есть силы, покуда есть духа, не порваны жилы, не вспорото брюхо" ((с)К.Кинчев) - будет выезжать на дорогу "последний из могикан", привлекая к себе внимание тех, кто еще не всё в жизни перевел в денежные единицы, тех, чей глаз еще не затуманен алчностью и завистью.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nikodim
постоянный посетитель


Зарегистрирован: 14.01.2007
Сообщения: 2948
Откуда: г. Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Июл 31, 2012 11:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, сегодня ехать вечером по городу на скорости ниже 80 км/ч опасно для жизни. Laughing Обязательно тебя взади догонит какой-нибудь водятел и врежется тебе в жoпy, не соблюдая дистанции. Сколько раз ехал так, смотрю в зеркало заднего вида, а на хвосте сидит какой-нибудь мyдaк, мигая нервно дальним светом, чтобы пропустил его. При этом перестраиваться-то некуда, если плотное движение. Но, похоже, у взади едещего мозг или отключён, или вовсе отсутствует.
Не представляю себе, как, скажем, вечером проехаться на Запорожце, скажем, по Димитровскому мосту. Smile
_________________
DOS not dead!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
проходимец мимо
русофил


Зарегистрирован: 13.02.2010
Сообщения: 1060
Откуда: Норильск

СообщениеДобавлено: Чт Авг 02, 2012 6:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну, поелику возможно ПДД чту.
Но вот авто предпочитаю посвежее.
Холивара разводить не буд,у стараюсь тошнить на крайне правой полосе движения.Поэтому, шофэрские традиции чту. Но! Но все жэе куда комфортней и безопасней ехать с подушками стереосистемой и на автомате. И пусть там играет что нибудь вроде хорошего джаза или рок-н-ролла.
Very Happy
_________________
When you pirate MP 3s, yore downloading COMMUNISM!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антиквар
админ


Зарегистрирован: 15.01.2007
Сообщения: 3850
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Авг 03, 2012 1:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nikodim писал(а):
Не представляю себе, как, скажем, вечером проехаться на Запорожце, скажем, по Димитровскому мосту. Smile


Ну как... газ в пол, и 90-100 км/ч вполне сгодятся для движению по современному городу среди "авто-отморозков" Cool
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Антиквар
админ


Зарегистрирован: 15.01.2007
Сообщения: 3850
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Авг 03, 2012 2:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, еще кое-что припомню про шофферовъ Smile Они тогда были приучены к тому, чтобы крутить гайки, и поэтому одевались соответственно, в прочную немаркую одежду, например кожаную. Совсем уж в древние времена (до 40-х годов) шофферы были похожи на летчиков, потому что машины были зачастую открытыми, и чтобы не запорошить глаза, они надевали очки-консервы. На руках были перчатки - краги, чтобы удобнее крутить тугой руль и давить на тугие рычаги. Но даже в более поздние времена, например в 40-50-е годы водители одевались как следует, а не выскакивали на зимнюю улицу к своей "мафынке" в одной рубашке. Ведь тогда в автомобилях чаще всего не было эффективных отопителей. И потому зимой там было холодно. Для борьбы с обледенением стекол стекла натирались мылом или раствором соли. Теперь же, если у авто-пользователя зимой (особенно за городом) сломается машина - он запросто может замерзнуть до смерти. Потому что слишком надеется на то, что у него всегда будет работать система климат-контроля, поддерживая +20.
А почему не было эффективных отопителей, знаете? Потому что ездили тогда на воде. Зимой перед запуском заливали в мотор горячую воду, а после поездки ее сливали, чтобы не замерзла. Не ленивы были тогда шоферы! Так вот, в такой двигатель должен быть устроен так, чтобы в нем при работе вся вода циркулировала и не переохлаждалась. Значит, термостат там неуместен (вода в радиаторе замерзнет). Радиатор печки также нежелателен, потому что при заправке системы охлаждения водой в радиаторе печки скорее всего появится воздушный пузырь, который надо удалять, иначе печка все равно греть не будет.
А на чем вообще ездили тогда машины? Бензин был низкооктановый. Сейчас таковым считается А-80, и то его скоро отменят. Десятки же лет назад двигатели имели очень малую степень сжатия - например, 5, и потому работали на бензине не только А-76 и А-72, но и даже А-54. Потому двигатели были сравнительно маломощные при большом объеме. И низкооборотистые. Старый двигатель сильно форсировать было нельзя, у него была недостаточно хорошая смазка. Заливали в двигатель масло типа "автол" - минеральное, безо всяких присадок. Оно довольно быстро загрязнялось, и приходилось его менять, скажем, через 2-3 тысячи км. И промывать фильтры. В коробке передач масло ("нигрол") тоже меняли часто. Еще и промывали коробку дизтопливом. Тугоплавких консистентных смазок типа "Литола" тоже не было, поэтому подвеску и другие узлы смазывали чем-то вроде сала, технического жира. Была в ходу графитовая смазка, когда в таком "сале" размешивали порошок графита. Потом в этой смазке "варили" цепи для привода колес мотоциклов. "Варили" часто, скажем, через 1000 км. Разводили костерок, на него - банку со смазкой, опускали туда промытую цепь, держали ее, шевелили, потом доставали и стирали излишек смазки. Мотоциклы вообще особая история, там же обычно были 2-тактные моторы. Значит, в бензин добавляли масло для смазки мотора. Масло сгорало, выхлоп был дымным. В двигателе возникал нагар. Его периодически удаляли. Скоблили изнутри глушитель, камеру сгорания, днище поршня...
Короче, как представлю нынешнюю "гламурную кису" или "метросeксуала", проводящих плановое ТО своей, скажем, мотоколяски "СЗД" (или хотя бы "Москвича-412"), "сверкая" стрингами... Very Happy


Последний раз редактировалось: Антиквар (Ср Авг 08, 2012 12:29 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nikodim
постоянный посетитель


Зарегистрирован: 14.01.2007
Сообщения: 2948
Откуда: г. Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Авг 03, 2012 11:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да, под машиной проходила, по сути, вся жизнь. Laughing ИМХО, до такого аскетизма сейчас вряд ли стоит доходить, но, во-первых, следить за своей машиной всё равно надо, а, во-вторых, я бы поддержал выпуск специальных серий автомобилей для водителей, которым меньше 25, с искуственным ограничением предельной скорости. Сылашал, что в России даже сейчас выпускают пассажирские автобусы, у которых микросхемами предельная скорость движения ограничена 60-ю километрами в час.
_________________
DOS not dead!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
коля
постоянный посетитель


Зарегистрирован: 09.01.2009
Сообщения: 527

СообщениеДобавлено: Пт Авг 03, 2012 3:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Согласен с Антикваром. Что гораздо хуже, что ведь современные автохамы еще и пешеходам жить не дают. Ну а насчет автомобилей - мне довелось поводить только заз-968м и ГАЗ-21 1958 г. в. (бывший владелец утверждал, что она была из первых серий со звездой на радиаторе, и лишь в 60-х после ДТП была переделана с применением более современных деталей кузова).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антиквар
админ


Зарегистрирован: 15.01.2007
Сообщения: 3850
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Авг 08, 2012 12:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Nikodim писал(а):
я бы поддержал выпуск специальных серий автомобилей для водителей, которым меньше 25, с искуственным ограничением предельной скорости


А что, после 25 лет уже можно ездить по узкой и волнистой загородной трассе со скоростью 140 км/ч? Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Nikodim
постоянный посетитель


Зарегистрирован: 14.01.2007
Сообщения: 2948
Откуда: г. Новосибирск

СообщениеДобавлено: Ср Авг 08, 2012 11:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Антиквар писал(а):
А что, после 25 лет уже можно ездить по узкой и волнистой загородной трассе со скоростью 140 км/ч? Smile


лол, ИМХО, после 25 лет водитель всё-таки становится более разумным, понижается выброс подростковых гормонов в крови. Smile
_________________
DOS not dead!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Антиквар
админ


Зарегистрирован: 15.01.2007
Сообщения: 3850
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Авг 13, 2012 1:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Что касается ПДД, то годах в 50-60х не было единых для всей страны правил. В разных областях, краях и республиках действовали разные правила движения (типа как в разных штатах США разные законы Smile). У меня есть старая книжечка с ПДД тех времен. Надо будет найти ее в шкафу, посмотреть - наверняка найду много интересного. Помню, что она не разделяется на главы. У пунктов правил сквозная нумерация (от начала до конца книжки). Дорожных знаков тогда было немного, разметка простая - в-общем, с учетом интенсивности движения того времени. Зато хитроумные сигналы регулировщика водитель тогда знал хорошо. Сейчас многие (и я, увы) знают только два сигнала: палка вверх - стоп, палка вращается параллельно твоим колесам - полный вперед! Smile

Последний раз редактировалось: Антиквар (Вт Янв 10, 2017 2:11 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Антиквар
админ


Зарегистрирован: 15.01.2007
Сообщения: 3850
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Янв 10, 2017 1:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Подниму-ка я снова эту тему пятилетней давности. Возможно, кому-то будет интересно узнать некоторые технические "изюминки" устройства "древних" автомобилей. Сильно подробно в устройство забираться не будем, сделаем этакий "список фактов" в стиле: "А знаете ли вы, что?.."

- В 50х-60х годах еще не было минеральных (а тем более, синтетических) масел с пакетами присадок. Ездили на чистых минеральных (нефтяных) маслах - автолах. Это оказало влияние на конструкцию двигателей. В двигателе было два маслофильтра: полнопоточный грубой очистки и фильтр тонкой очистки, через который проходила и сливалась в картер часть масла. Ведь автол не содержал диспергирующей и моющей присадок. Частицы грязи в нем слипались в комки, которые задерживал фильтр грубой очистки - сетчатый или щелевой. Фильтр тонкой очистки - бумажный или центрифуга - помогал увеличить срок службы масла, но он все равно не превышал 2-3 тысяч километров! Из-за отсутствия присадок были нередки случаи закоксовывания поршневых колец. Когда появились масла с присадками, грязь почти перестала слипаться и выпадать в осадок, и фильтр грубой очистки стал бесполезен, а фильтр тонкой очистки стал засоряться гораздо быстрее - и тоже делался бесполезен. То есть, на старом двигателе новое масло служило те же 2000 км. А вот на более новых двигателях (ВАЗ, Москвич-412) фильтр грубой очистки убрали - оставив крупную сетку для защиты маслонасоса от всяких уроненных в картер гаек - и поставили полнопоточный бумажный маслофильтр большой емкости. С ним масло стало ходить около 10000 км!

- В 40-60 годах на многих автомобилях стартер включали... педалью. Помните этот кадр из "Кавказской пленницы", где шофер пытается завезти старый грузовик - "этот пылесос" - упираясь руками в руль? Педаль крепилась на стартере и выходила в кабину. Педалью вводили в зацепление с двигателем шестерню стартера и замыкали силовые контакты в цепи стартера. Сейчас ту же функцию выполняет втягивающее реле, расположенное на стартере. А водитель всего лишь поворачивает ключ зажигания. Но, конечно, при этом нагрузка на аккумулятор оказывается немного выше.

- До 70-х годов на автомобилях использовались в-основном генераторы постоянного тока. Например, Г-108 на 250 Вт - его можно было встретить от грузовика ГАЗ-51 до мотоколяски СЗД. Такой генератор устроен аналогично электродвигателю: на роторе установлен коллектор, состоящий из ламелей (секторных пластин). При вращении ротора щетки соединяются с разными ламелями, осуществляя механическое выпрямление тока. На статоре мотается обмотка возбуждения - шунт (вывод Ш). Вырабатываемый электрический ток снимается через щетки с якоря (вывод Я). Генератор работает в паре с довольно-сложным реле-регулятором, внутри которого целых три реле: собственно реле-регулятор, замыкающий-размыкающий цепь Ш в зависимости от напряжения в бортсети; ограничитель тока, включающий резистор в цепи Ш при перегрузке генератора; реле обратного тока, размыкающее цепь Я при снижении напряжения на выходе генератора (при остановленном двигателе или на холостом ходу). Дело в том, что если генератор стоит, то обмотка якоря напряжение не вырабатывает, и если она подключена к бортсети, то через нее быстро разряжается аккумулятор. Генератор постоянного тока имел много недостатков: большой вес, подгорающие щетки, "обратный ток", на холостом ходу он не обеспечивал заряда аккумулятора, особенно при включенных фарах. Генератор переменного тока снял эти проблемы, но лишь тогда, когда появились мощные полупроводниковые диодные выпрямители. А это 70-е годы. "Запорожцы", затем "Москвич"... Причем, сначала использовали селеновые диоды - громоздкие, хрупкие, с большим обратным током (через них потихоньку разряжался аккумулятор на стоянке). Потом появились кремниевые диоды - и все стало отлично.
Вот, кстати, материальчик по теме:
http://azlk.meteoguru.org/?id=site&content=25&mainrazd=55&subrazd=405

- В древних автомобилях (опять же, до ВАЗ, ГАЗ-24, Москвич-412) использовались инерционно-масляные воздухофильтры. Дольше всех - до начала 90-х - эти фильтры ставили на "Запорожцы". Воздух попадает в масляную ванночку, меняет свое направление (при этом крупные пылинки, двигаясь по инерции, попадают в масло), захватывает частицы масла, которые попадают на волокна набивки (что-то типа мочала, обрезков толстой капроновой лески и т.д.). Набивка, смоченная маслом, дополнительно фильтрует воздух. Такой фильтр можно промыть бензином, сменить масло в ванночке - и ездить дальше. Недостатки - далеко не вся пыль задерживается, особенно при малых скоростях движения воздуха, т.е. на холостом ходу и медленной езде. И иногда масло вытекает из фильтра через стыки, пачкает двигатель. В 70-80 годы на смену масляным фильтрам пришли бумажные. Гармошка из фильтровальной бумаги более эффективно очищает воздух, особенно от мелкой пыли. Но... ее нужно время от времени выбрасывать и ставить на ее место новую. А в эпоху дефицита запчастей вовремя достать новый фильтр удавалось не всем. Забитый же фильтр "душит двигатель", повышая расход бензина.

- В древних автомобилях (до середины 50-х годов) использовалось 6-вольтовое оборудование. Почему было всего 6 вольт? Наверно, в первую очередь из-за аккумулятора. 6 вольт дает батарея всего из трех банок. Удобно. На 12 В надо соединять 6 банок. Одна банка откажет - меняй всю батарею. Требования к изоляции меньше. Каков же минус 6-вольтовой системы? Как известно, P=U*I. Для той же мощности нагрузки при вдвое меньшем напряжении нужен вдвое больший ток. А значит, и падение напряжения на проводах и клеммах удваивается. Или надо тянуть более толстые провода. Со временем количество электрических потребителей росло (на древних автомобилях их можно было пересчитать по пальцам: система зажигания, фары, габаритные огни, подсветка приборов...) и мощность их росла - более яркие фары, более мощный стартер, стеклоочиститель, вентилятор отопителя... Особенно в автобусах - там нужно было освещать салон. Поэтому там раньше всех перешли на 12-вольтовую систему. А дизельные грузовики и тракторы для запуска двигателя - с большим объемом и степенью сжатия - требовали мощных стартеров, предпусковых подогревателей, электрических маслозакачивающих насосов и т.д. - и поэтому в них вскоре еще удвоили напряжение бортсети. Так, 24-вольтовая система еще в 60-е годы использовалась на тяжелых тракторах ДЭТ-250. Там четыре 12-вольтовые батареи соединялись параллельно и последовательно, давая супербатарею 24 В и 256 А*ч. Ну и генератор там стоял мощностью аж 3 кВт. Но про этот трактор можно запилить отдельную статью - очень интересная машина, у меня к нему сервис-мануал есть страниц на 400 Smile


Последний раз редактировалось: Антиквар (Пн Янв 30, 2017 6:38 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
meot
постоянный посетитель


Зарегистрирован: 04.02.2011
Сообщения: 244

СообщениеДобавлено: Пн Янв 16, 2017 2:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Поищите инструкцию от танка Т-34. Очень увлекательное чтиво, особенно в плане расхода ГСМ Smile Смотришь военные кадры и никогда не задумываешься сколько ЭТО жрет масла на 1 км пробега.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антиквар
админ


Зарегистрирован: 15.01.2007
Сообщения: 3850
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Янв 30, 2017 7:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Давайте еще повспоминаем старые автомобили.
Фары. В-основном круглые. Раньше в-основном использовался "американский" стандарт светораспределения, когда фары регулировали на дальнем свете. При этом они давали симметричные световые пятна эллиптической формы. Потом им на смену пришел "европейский" стандарт - регулировка с ближним светом, образуется пятно сложной формы, по переднему левому краю укороченное, чтобы меньше слепить встречных, по правому краю смещенное, чтобы лучше освещать обочину. Лампы сначала имели мощность 40/60 Вт (ближний/дальний), потом 40/45 Вт. Галогенные лампы 55/60 появились в 80-х годах, и устанавливались в новые машины с блок-фарами (ВАЗ-2105, 2108...). Попытка поставить их через переходники в круглые фары ФГ-140 приводила к "выгоранию" светоотражающего покрытия фары - алюминиевой фольги. Впрочем, уже в наши дни появились оптические элементы и для круглых фар с защитой фольги термостойким лаком. Я такие поставил на "Запорожец", поездил с галогеновыми лампами - надо сказать, неплохо, вот только штатная проводка без дополнительных реле греется.
Но вернемся в 60-70 годы. Кроме двух круглых фар применялись более продвинутые 4-фарные системы. Это представительский ЗИЛ-111, часть "Москвичей-408", ВАЗ-2103. Фары были круглые, но поменьше размером. На ближнем свете включались две, на дальнем к ним добавлялась еще пара. Лампы там стояли обычные двухнитевые. Перегорела на фаре ближнего света лампа - переставляешь ее в фару дальнего света, и там работает другая нить, которая в другой фаре не использовалась. Удобно. Также на части 412-х и 2140-х "Москвичей" стояли две прямоугольные фары. Они освещали дорогу получше, чем круглые.
Первоначально габаритные огни располагались отдельно от основных фар, и назывались "подфарниками". Потом лампочку габаритов стали вставлять внутрь фар, сделав шаг вперед к появлению блок-фар, в которых в одном корпусе также располагалась лампочка указателя поворотов.
Еще один устаревший вид светотехники, который сейчас не применяется - стояночный огонь. На старых Москвичах, Волгах, Запорожцах на левом борту можно увидеть круглый плафончик вроде бокового указателя поворотов. На стоянке можно отключить габариты, включить стояночный огонь. Назад он светит красным, вперед - белым, обозначая левый край машины. Стояночный огонь потребляет всего 3-4 ватта (габаритные огни - ватт 25).
Указатели поворотов. Передние указатели раньше нередко располагались в подфарниках. В подфарниках стояла 2-нитевая лампа 21+5 Вт. Мощная нить поворотник, слабая - габарит. Поворотник мигал белым светом. Сзади тоже использовались 2-нитевые лампы, но там с габаритами совмещался стоп-сигнал. И красный рассеиватель. Хотя бывало и так, что поворотник тоже мигал красным. Такая система пришла из США, и машины с красно-белыми поворотными огнями до сих пор там используются. Европейская система - все поворотники оранжевого цвета.
Для того, чтобы поворотники мигали, первоначально использовались тепловые реле. Лампы включаются, ток течет, нагревает проволочку, она удлиняется и размыкает контакты. Затем она остывает и замыкает контакты... Потом реле стали электронными, и заодно стали выполнять функцию аварийной сигнализации. Да-да, "мигать" двумя бортами старые машины - например ВАЗ-2101, ЗАЗ-968 "не умели".
Управление фарами. Долгое время использовался центральный переключатель света (ЦПС). Вытягиваешь тугую ручку на один щелчок - загораются габариты. Повротом ручки ЦПС регулируется яркость подсветки приборов. Ты нажимаешь на ножной переключатель - загорается ближний свет фар. Еще раз - горят только габариты. Вытягиваешь ручку до второго щелчка - нога переключает ближний - дальний свет. Также применялись 2-позиционные подрулевые переключатели ближний/дальний. В машинах типа ВАЗ использовалась другая схема. Нажимаешь клавишу - загораются габариты. Теперь можно повернуть 3-позиционный подрулевой переключатель, включая ближний, а затем дальний. В этой системе плохо то, что можно ошибиться и на ходу выключить фары, желая переключить их с дальнего на ближний. Ночью это опасно.

Раз уж речь зашла об автоэлектрике, рассмотрим заодно стеклоочистители-стеклоомыватели. "Дворники" за много лет изменились мало. Разве что щетки стали длиннее и сложнее по конструкции (чтобы равномерно прижиматься к изогнутому стеклу), добавился прерывистый режим работы для мелкого дождя. Стеклоомыватель раньше не имел электромоторчика. От бачка с водой шла трубка к диафрагменному насосу. Водитель нажимал на него... ногой (обратите внимание, сколько раньше дополнительный функций возлагалось на ноги водителя: управление светом, стеклоомывателем, запуск двигателя).

Предохранители. Раньше использовали два их вида: термобиметаллические (тепловые) и плавкие. Ток нагревал металлическую пластинку. Большой ток заставлял пластину щелчком изгибаться, размыкая цепь. Обратно предохранитель можно было включить кнопкой (кнопка выходила на доску приборов). Удобно. Плавкий предохранитель выглядел как пластинка с двумя клеммами, между которыми зажимался кусочек плавкой проволоки. Запас этой проволоки был намотан на пластинку сверху. Пластину вставляли в разъем. Обычно в одном корпусе располагалось лишь 3 таких предохранителя. Для тогдашнего электрооборудования - достаточно. Еще один тепловой предохранитель был встроен в стеклоочиститель, и включался автоматически. У "Запорожских" "печек" был дополнительный тепловой предохранитель на выходе печки - проволочка из оловянного припоя. При перегреве печки она плавилась и отключала подачу бензина. И дополнительный термобиметаллический предохранитель на переключателе управления печкой.
Что изменилось сейчас? Предохранителей стало намного больше: 10 штук в одном корпусе у "Жигулей" и ЗАЗ-968М, или еще больше - в современных монтажных блоках. Предохранители стали одноразовыми: перегорел - замени. В некоторых машинах стали защищать предохранителем мощный провод, идущий от аккумулятора к генератору.
Разъемы... в 60-70 годах использовали лепестковые соединения проводов с винтовыми клеммниками. На конце провода припаивается круглая латунная или медная пластинка с отверстием (как буква О). Либо С-образная пластинка. Она удобна тем, что ее можно вытащить из клеммника, не выворачивая винт до конца. Но это и опасно - винт слегка отвернется, клемма отвалится, может быть замыкание. Винтовые клеммы, понятно, были рассчитаны на плоскую отвертку. Сейчас на смену лепесткам везде, кроме сильноточных цепей (стартер, генератор, аккумулятор) пришли штекерные разъемные соединения. Несколько штекеров могут объединяться в одну колодку. Это компактнее клеммников, и отвертка не нужна.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Антиквар
админ


Зарегистрирован: 15.01.2007
Сообщения: 3850
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Янв 30, 2017 7:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще я вспомнил про одну интересную штуку. Лампа-фара. Как известно, в фару вставляется оптический элемент: отражатель + рассеиватель. В оптический элемент вставляется лампа. Эта система негерметичная, чтобы объем фары мог вентилироваться. И это не всегда хорошо: в фару попадает пыль, в ней конденсируется влага, вызывая запотевание фары и ухудшение светимости. На колбе лампы со временем оседает металл, испарившийся с нити, вызывая ее потемнение. С другой стороны, если лампа сгорит - ее можно легко и дешево заменить другой. В начале 80-х придумали делать лампу в форме фары. Получилась герметичная деталь. Отражатель и рассеиватель стали частью лампы. Такую лампу можно поставить на место оптического элемента фары ФГ-140. Что хорошо: фара долго светит, не тускнея и не запотевая. Что плохо: если нить в фаре перегорит, придется менять довольно дорогую крупную деталь целиком. Особенно это вероятно, если генератор выдает повышенное напряжение. В конце концов, эта конструкция так и не прижилась.

А знаете ли вы, что на древних машинах (50-60 годы) в бортовой сети было напряжение обратной полярности? На корпусе ("массе") был "плюс", в проводке - "минус". Но потом полярность изменили, и вот почему. Оказывается, в условиях повышенной влажности возникают электрохимические процессы, в которых при обратной полярности кузов автомобиля выступает анодом, то есть на нем происходит реакция окисления. С "+" на "массе" автомобиль ржавеет чуть-чуть быстрее, чем с "-"! Правда, с "минусом" на "массе" в роли анода выступает бОльшая часть электропроводки, но она во-первых сделана из более стойкой меди, во-вторых, она лучше защищена от влаги, чем кузов...
Некоторые владельцы старых машин впоследствии "переворачивали" полярность бортовой сети. Поскольку электроники там не было (разве что радиоприемники, которые стояли далеко не на всех машинах), это было несложно сделать. Электромоторы с обмоткой на статоре при смене полярности не меняют направления вращения (моторчики с постоянными статорными магнитами - меняют, но тогда их еще не использовали), генератор постоянного тока при смене полярности на обмотке возбуждения "перемагничивается", реле и лампочкам на полярность наплевать...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Vitus
постоянный посетитель


Зарегистрирован: 03.01.2009
Сообщения: 384
Откуда: Украина

СообщениеДобавлено: Сб Фев 04, 2017 2:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Антиквар писал(а):
..."мигать" двумя бортами старые машины - например ВАЗ-2101, ЗАЗ-968 "не умели".

Странно, мой ЗАЗ-968 умеет, и это у него от рождения, с завода...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антиквар
админ


Зарегистрирован: 15.01.2007
Сообщения: 3850
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пн Фев 06, 2017 12:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Vitus писал(а):
Странно, мой ЗАЗ-968 умеет, и это у него от рождения, с завода...


ЗАЗ-968 - это "ушастый" ЗАЗ. У тебя точно такой? Не "М-ка"? Впрочем, после 968 и перед 968М были 968А - "ушастые", но с модернизированным электрооборудованием... там могло и современное реле поворотов стоять, с "аварийкой".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Vitus
постоянный посетитель


Зарегистрирован: 03.01.2009
Сообщения: 384
Откуда: Украина

СообщениеДобавлено: Пн Фев 06, 2017 11:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А я думал, что ушастые были только 966-е. У меня 968М. Почитал про них - да, были, оказывается, разные переходные модели.

Интересно, а у вас у старых машин, зарегистрированных до 1991-го года, номера старые? У моего ещё советские чёрным по белому, а по городу вижу иногда ещё даже белым по чёрному! А вот жёлтые уже лет десять как не видно, только современные - у пассажирского транспорта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антиквар
админ


Зарегистрирован: 15.01.2007
Сообщения: 3850
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Фев 10, 2017 2:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У нас черные номера уже давно не встречаются. Старые советские вида "л NNNN НБ" иногда встречаются - это значит, что у старого автомобиля старый владелец. Когда умер мой дед в 2001-м, и ЗАЗ перерегистрировали, ему присвоили современный номер вида "а NNN рв 54rus".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Антиквар
админ


Зарегистрирован: 15.01.2007
Сообщения: 3850
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Пт Фев 02, 2018 8:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Так-с, ребятишки, год прошел с последнего пОста, пора обновить тему! Laughing
Продолжим вспоминать житьё-бытьё старых шОфферов. Наткнулся я давеча в Интернетах на занятную книжицу - "Инструкция по уходу за грузовым автомобилем АМО-3 в 2.5 тонны", под редакцией конструктора завода АМО Важинского Е.И. 1932 год значит (через 5 лет гражданина Важинского расстреляют в ходе "великой зачистки" ЭСЕСЕСЕРА от лучших людей).
Скачал, стало быть, напечатал. Интересно же знать, как были устроены грузовики в те давешние времена. Оказалось - не так уж сильно они и отличаются от тех 52-х и 53-х "газонов", которые и сейчас можно встретить иногда. Оказалось, что и в те времена наши предки не лаптем щи кушали.
Так, на АМО-3 уже есть гидравлический тормоз. Но только на передние колеса. На задние - привод механический. И ножной тормоз, и ручной тормозили задние колеса одними тягами. Заправлялся гидропривод касторовым маслом напополам с ацетоном, вот! Никаких тебе DOT-4.

Вообще, в стародавние времена технические жидкости были очень несовершенны. Собственно, этим и определялись малый срок службы агрегатов и частая замена жидкостей. И большой объем работ по обслуживанию машины. Шутка ли - через 1000 километров или примерно через 15 дней менять 7 литров масла в двигателе. Или через каждые два дня что-то смазывать. Масло в коробке, правда, меняли раз в 8000 км. Масел в то время было два вида: автол (2 сорта: жидкий М и погуще Г) и тавот (густой). Тавот шприцем закачивали в подшипники и наконечники рулевых тяг. Автол заливали в двигатель. В коробку и в мост заливали смесь автола напополам с тавотом (зимой и летом один состав). Бензин в то время делился не по октановому числу, а по сортам. Для АМО-3 годился "стандартный бензин 2-го сорта с удельным весом 0.740-0.750".

У того АМО-3 была очень простая система электроборудования. Аккумулятор 6 вольт, 105 а/ч. Стартер. Запускался кнопкой. Зажигание с катушкой (бобиной) и трамблером, но были модификации и с магнето. Генератор постоянного тока мощностью аж 65 Вт. Две фары и один задний красный фонарик. Звуковой сигнал. Пара контрольных лампочек и подсветка приборов. Вот, собственно и всё! Напряжение у генератора регулировалось с помощью третьей щетки, хотя были модификации и с импортным реле-регулятором. Вообще, в АМО-3 довольно много приборов было импортных, скажем стартер, генератор (динамо) и бобина Бош, карбюратор "Зенит американский серии 110". Это потом пошло "импортозамещение".

Коробка передач была 4-ступенчатая, довольно простая, без синхронизаторов. Старые шофферы знают, как ей управлять без хруста шестерен. Сцепление, похожее на современное, но 2-дисковое. Рессоры, требовавшие периодической смазки. Амортизаторов, похоже, вовсе не было. Шины размером 34" на 7", на давление 5 атмосфер. Уже тогда шины накачивались не ручным насосом, а компрессором с приводом от коробки передач.

Двигатель. Низкооборотный (максимальное число оборотов в минуту - 2400), объемом 4.88 литра, мощностью 60 л.с. Степень сжатия не сообщается. Чугунные поршни. Перекрытия фаз газораспределения почти нет. Нижние клапана. Смазка под давлением. Масляный фильтр - из войлочных шайб. Привод распредвала, насосов, трамблера и даже генератора - шестернями, только крыльчатка вентилятора - ремнем.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов nostalgy.net.ru -> Автомобили Часовой пояс: GMT + 7
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB

Anti Bot Question MOD - phpBB MOD against Spam Bots
Заблокировано регистраций / сообщений: 559420 / 0